Конструктивистское дизайнерское видение

23.02.2017


Если в «Инге» зрителям предлагалось конструктивистское дизайнерское видение того, какой должна быть пространственно-предметная среда современных интерьеров жизни, работы и отдыха советских людей конкретных мест действия героев данной пьесы, то в «Клопе» на основе тех же эстетических принципов Родченко создавал свой образ среды будущего 1979 года, какой она ему тогда представлялась. «В моем оформлении, объяснял художник свой замысел, беседуя с литературным сотрудником театра Мейерхольда А. Февральским, - я показываю простоту, крупные формы, утилитарность вещей... легкость, поэтичность конструкций (во второй части почти не будет сплошных стен), фактура, имитирующая стекло, трансформация основных установок и вещей»20'. Белизна и стерильность главные черты выстроенной на сцене вещественной среды. На людях будущего - также одинаковая костюмная униформа белого цвета, спортивного покроя, удобная, гигиеничная. А все вместе создавало образ некоего (противостоявшего сатирически представленным в первой части спектакля художниками Кукрыниксами вещам ширпортрсбовского вкуса 20-х годов) утопического мира, спроектированного согласно идеалу конструктивистской функциональной эстетики. Этот мир был устроен, казалось бы, рационально и разумно, но вместе с тем настораживал своей внеиндивидуализи-рованностыо и холодной лабораторной стерильностью. Отчасти она была оправдана тем, что здесь образ будущего представал как «Институт воскрешения людей», то есть именно в виде научной лаборатории со всевозможными приборами, сигнальными лампами, рубильниками, кнопками, прочей аппаратурой, которая приходила в действие, когда производился опыт размораживания Присыпкина. Завели четырехлапого друга? Не забудьте купить сухой корм для кошек.


Одновременно, в том же 1929 году, на сцене берлинской Крольопер дизайнерскую среду своего рода лаборатории создал Моголи-Надь. Один из мастеров Баухауза, он таким способом оформил фантастическую оперу «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха, воплотив в этом произведении сценического дизайна свои изыскания в области новых материалов и театральной техники, фотографии и светописи.